18 декабря 2008

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ
(Материал в помощь докладчикам)       По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий во всем мире становятся 1,2 млн. человек, а около 50 млн. получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд. долл. в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году ДТП будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.
В республике за последние десять лет (1997–2007 гг.) произошло около 70 тысяч аварий, в которых погибли более 17 тысяч и получили ранения более 70 тысяч человек. Практически ежедневно на дорогах погибали 5 человек и 20 – получали ранения.
Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» утверждена новая редакция правил дорожного движения.
Главой государства была поставлена задача Совету Министров совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Разработанная концепция утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757.
Основной задачей Концепции является снижение в 2015 году по сравнению с 2005 годом общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25%, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
В рамках программы реализации Концепции разработаны региональные программы повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь и комплексы мероприятий по их реализации, результаты которых должны явиться основой для разработки республиканской программы повышения безопасности дорожного движения на период с 2011 по 2015 год.
Об эффективности реализуемых программ свидетельствует тот факт, что по сравнению с 2001 годом в 2007 году на автомобильных дорогах общего пользования отмечено снижение аварийности: на республиканских – на 14,6%, на местных – на 8,5%. Всего в 2007 году в Беларуси произошло 7 458 ДТП, для сравнения: в 2006-м – 8 263, в 2005-м – 7 714, в 2004-м – 7 218. Одним из основных шагов по приведению законодательства в сфере дорожного движения в соответствие с требованиями Директивы № 1 Главы государства стала разработка новой редакции Закона «О дорожном движении» с учетом изменений законодательства по вопросам обеспечения безопасности движения и вступления в силу новой редакции Правил дорожного движения. Этот закон был подписан Президентом Республики Беларусь 5 января 2008 г.
За девять месяцев 2008 г. в Республике Беларусь произошло 5 200 дорожно-транспортных происшествий, это на 4,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Однако в Гродненской, Гомельской и Минской областях отмечается рост числа ДТП, в том числе и со смертельным исходом.
В I–III кварталах 2008 года в авариях погибло 1 083 человека, что на 8 больше, чем за тот же период 2007 года, травмировано 5 564 человека, что на 322 меньше, чем в 2007 году.
По вине водителей транспортных средств произошло 4 126 ДТП (79% от общего числа происшествий), по вине пешеходов – 849 (16% от всех ДТП).
Самыми распространенными видами происшествий были наезд на пешехода (1 895 происшествий) и столкновение транспортных средств (1 737 происшествий).
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являлись: превышение скоростных режимов (910 ДТП), нарушение правил проезда пешеходных переходов (514), нарушение правил маневрирования (466). Сопутствующим фактором в ряде случаев являлось неудовлетворительное состояние дорог. Большинство аварий происходило в выходные дни при резком повышении плотности автомобильного потока.
Каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие было совершено водителями в нетрезвом виде. В таких авариях погибли и получили ранения более 1 тыс. человек, или свыше 12% от общего числа пострадавших в ДТП.
Еще одной нерешенной проблемой является низкая культура участников дорожного движения. Неоправданная агрессия водителей и явное пренебрежение правилами дорожного движения со стороны пешеходов – частая причина дорожных инцидентов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Сложность общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения обусловливают наличие множества соответствующих нормативных правовых актов. В их числе: Закон Республики Беларусь от 11.01.2008 № 313-3 «О дорожном движении», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, ведомственные и межведомственные постановления, международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Республика Беларусь.
Мировые стандарты дорожного движения и его безопасности определены в Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах, принятых в Вене 8 ноября 1968 г.
Созданная в Республике Беларусь система безопасности дорожного движения к 2004 году морально устарела и не отвечала требованиям времени, о чем свидетельствовал постоянный рост числа дорожно-транспортных происшествий. Новые подходы в ее совершенствовании были определены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Директиве от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» утверждена новая редакция правил дорожного движения.
Документ ужесточил требования к организациям, осуществляющим подготовку водителей, были введены ограничения на использование транспортных средств с тонированными стеклами. Поставлена задача обеспечить организацию массового производства световозвращающих элементов, предназначенных для обозначения пешеходов при их движении по проезжей части дороги в темное время суток.
В соответствии с Указом в учебные программы учреждений образования было включено изучение Правил в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.
Министерству внутренних дел и Министерству транспорта и коммуникаций предписано осуществлять постоянный контроль за обеспечением безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и технических средств организации дорожного движения, определении требований к конструкции и техническому состоянию транспортных средств, участвующих в дорожном движении.
Главой государства была поставлена задача Совету Министров совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Разработанная концепция была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757.
Основной задачей Концепции является снижение в 2015 году по сравнению с 2005 годом общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25%, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Реализация Концепции предусматривает:
•повышение безопасности эксплуатации транспортных средств и уровня контроля за их состоянием;
•совершенствование системы подготовки водителей и профилактических мероприятий с нарушителями правил дорожного движения;
•постепенную модернизацию дорожной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями;
•повышение эффективности управления и государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;
•совершенствование организации дорожного движения;
•формирование государственной идеологии управления дорожным движением;
•формирование общественного мнения о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и обеспечение широкой информационной поддержки мероприятиям, проводимым в этом направлении.
Министерством транспорта и коммуникаций совместно с Министерством внутренних для Республики Беларусь был разработан План мероприятий по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь до 2010 года, в котором были предусмотрены конкретные шаги, направленные на повышение безопасности дорожного движения.
Одним из основных шагов по приведению законодательства в сфере дорожного движения в соответствие с требованиями Директивы № 1 Главы государства стала разработка новой редакции Закона «О дорожном движении» с учетом изменений законодательства по вопросам обеспечения безопасности движения и вступления в силу новой редакции Правил дорожного движения. Этот закон был подписан Президентом Республики Беларусь 5 января 2008 г.
В новом Законе более конкретно определено, кто является участником дорожного движения, а также общие правила и обязанности этих участников.
Установлено, что участниками дорожного движения являются физические лица, находящиеся в пределах дороги в транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
В новой редакции Закона расширены права участников дорожного движения, в частности, право на получение от госорганов достоверной информации об условиях дорожного движения, о причинах изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения по дорогам, о качестве продукции, работ и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
К числу обязанностей участников дорожного движения отнесены: обязанность действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Уточнена обязанность по принятию мер по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды (например, выбрасывать мусор и иные предметы в специально отведенных местах).
Введена обязанность участников движения не повреждать дороги и технические средства организации дорожного движения.
Отдельная статья специально посвящена водительскому удостоверению. Установлены сроки действия выдаваемого в республике водительского удостоверения – 10 лет, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Водительское удостоверение, выданное до вступления в силу настоящего Закона, сохраняет свое действие в течение срока, на который оно было выдано. Установлен срок действия водительских удостоверений, выданных иными государствами, в т. ч. международного образца, – три месяца с даты въезда в нашу страну.
Уточнен перечень государственных органов и лиц, осуществляющих госрегулирование и управление в области дорожного движения.
Кроме Президента и Правительства, к ним отнесены министерства внутренних дел, сельского хозяйства и продовольствия, по чрезвычайным ситуациям, образования, иные республиканские органы госуправления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции, а также Государственная автомобильная инспекция МВД Республики Беларусь.
Более четко определены полномочия Главы государства в области дорожного движения: Президент определяет государственную политику в области дорожного движения, утверждает Правила дорожного движения, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, Законом «О дорожном движении» и иными законодательными актами.
На Правительство возложены полномочия по обеспечению проведения государственной политики в области дорожного движения:
•утверждение по согласованию с Президентом Концепции обеспечения безопасности дорожного движения;
•установление порядка государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, самоходных машин;
•порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
•порядка исчисления водительского стажа, принудительной эвакуации транспортных средств;
•размера платы за обучение управлению механическим транспортным средством и ряд иных функций.
Также детально регламентированы полномочия МВД и ГАИ МВД, Минтранса, Минсельхозпрода, МЧС, Минобразования.
На местные исполнительные и распорядительные органы возложены полномочия по выявлению в пределах своей компетенции причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения, совершению ДТП; по принятию своевременных мер по их устранению, а также принятию мер по обеспечению водителей специально оборудованными местами для стоянки (хранения) транспортных средств.
В Законе также введена норма, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и совершению ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин; разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог. На них также возложена обязанность обеспечивать повышение квалификации своих водителей.
Для координации работы органов государственной власти в области безопасности дорожного движения в апреле 2007 г. создана Постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь. В ее задачи входит осуществление информационно-аналитической деятельности по вопросам, относящимся к сфере безопасности дорожного движения, и подготовка предложений по вопросам повышения безопасности дорожного движения в рамках совершенствования системы экономических, социальных, организационных, научно-технических, правовых и иных мер, направленных на предупреждение гибели и травмирования людей в дорожно-транспортных происшествиях.
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ПРОГРАММ, СВЯЗАННЫХ С ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ          БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Работа органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в 2007–2008 гг. строилась в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь.
В рамках программы реализации Концепции были разработаны региональные программы повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь и комплексы мероприятий по их реализации, результаты которых должны явиться основой для разработки республиканской программы повышения безопасности дорожного движения на период с 2011 по 2015 год.
Ежегодно издаются аналитический сборник «Сведения о состоянии аварийности в Республике Беларусь и состоянии транспортной дисциплины в автотранспортных организациях Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Анализ состояния подготовки водителей в Республике Беларусь», а также аналитический доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Республике Беларусь».
В 2007 году Министерством внутренних дел совместно с другими органами госуправления была реализована программа «Минус 100». Она была направлена на снижение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в течение года минимум на 100 человек. В результате комплекса мероприятий программы удалось добиться сокращения гибели людей на дорогах республики по сравнению с 2006 годом почти на 200 человек.
В 2007 году под эгидой Министерства транспорта и коммуникаций в Республике Беларусь проведен комплекс мероприятий в рамках Первой Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН.
Регулярно в последнюю пятницу месяца проводился Единый день безопасности дорожного движения, посвященный различным вопросам, в частности, правилам поведения в случае совершения ДТП, управлению машиной в сложных погодных условиях и др.
Неоднократно проводились тематические декады, направленные на реализацию некоторых конкретных аспектов обеспечения безопасности дорожного движения, таких как обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов на дороге, пассажиров при перевозке маршрутными такси.
Ежегодно по распоряжению Министерства внутренних дел Республики Беларусь проводятся месячники безопасности дорожного движения.
В начале учебного года в обязательном порядке проводится комплекс мероприятий «Внимание: дети».
Для повышения уровня подготовки водителей опубликовано учебно-методическое пособие «Основные отличия Правил дорожного движения». Для сертификации деятельности учебных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей механических транспортных средств, была внедрена система оценки эффективности их деятельности.
После разработки методологии оценки уровня теоретических знаний водителей на ее базе создана компьютерная программа по оценке знаний водителей и кандидатов в водители по Правилам дорожного движения и безопасности движения, а также компьютерные программы по обучению и приему теоретического экзамена у учащихся на право управления механическими транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е».
В 2007 году был проведен мониторинг мнений учебного персонала и учащихся учебных организаций о состоянии подготовки водителей и проблемных вопросах, возникающих в ходе учебного процесса.
Особое внимание уделяется проведению массовых профилактических акций и мероприятий для различных категорий участников дорожного движения с привлечением СМИ и общественных организаций:
в январе 2008 г. была проведена профилактическая акция под названием «БУДЬ ВИДИМЫМ – НЕ ИГРАЙ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ!». В рамках акции с помощью инспекторов дорожно-патрульной службы и при содействии сотрудников РУП «Белорусские лотереи» среди детей и молодежи распространены 5 000 световозвращающих браслетов быстрой фиксации; в марте 2008 г. УГАИ МВД Республики Беларусь совместно с ЗАО «Элитавто» при поддержке СМИ проведена акция «Автопробег Volvo «5 звезд», охватившая 4 областных центра: Могилев, Брест, Гродно, Гомель. В ходе акции розданы 4 000 световозвращающих браслетов и брошюры по безопасности дорожного движения;в течение лета была проведена республиканская социальная акция под названием «Вежливый водитель – 2008». В ней приняло участие несколько десятков тысяч водителей. Победители были награждены призами от лотереи «Ваше лото».
Отдельно проводилась разъяснительная работа с мотоциклистами (в особенности по вопросу профилактики езды без шлема). В марте 2008 г. сотрудники ГАИ приняли участие в первой республиканской мотоконференции.
Активно строилась работа по профилактике совершения ДТП среди детей и молодежи.
В мае 2008 г. в г. Гродно состоялся 36-й Республиканский слет отрядов юных инспекторов дорожного движения, в котором приняли участие команды-победители областных слетов и г. Минска, а также команды Литвы, Украины, России.
Организован республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» при непосредственном участии МВД Республики Беларусь и Республиканского совета белорусского общества автомотолюбителей.
В августе в г. Минске Госавтоинспекция приняла участие в Международной специализированной выставке «Нашим детям–2008».
Для проведения профилактической работы с населением, направленной на формирование в общественном сознании недопустимости нарушения Правил дорожного движения, были сняты два видеофильма – «Типичные аварийные ситуации и методы их предупреждения» и «Соревнования по профессиональному мастерству водителей автомобилей как фактор повышения безопасности дорожного движения» – и четыре видеоролика – «Пользование мобильным телефоном при управлении автомобилем приводит к аварии», «Пешеход в зоне остановки маршрутного транспортного средства», «Уступи дорогу маршрутному транспортному средству», «Уступи дорогу транспортным средствам оперативного назначения».
Совместно с журналистами изданий «Советская Белоруссия», «Народная газета», «Комсомольская правда» в Белоруссии», корреспондентами программ телеканала ОНТ и Белорусского радио проводились рейды по выявлению нарушителей правил дорожного движения.
За 9 месяцев 2008 г. было подготовлено: более 6 000 телесюжетов, около 8 500 публикаций в печатных СМИ, более 30 000 информационных сообщений и прямых эфиров на радио; около 3 000 публикаций в электронных СМИ и сети Интернет, проведено более 70 000 устных выступлений в трудовых коллективах и учебных заведениях по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Для проведения постоянной информационно-разъяснительной работы среди населения были созданы специализированные рубрики во всех центральных печатных изданиях: «Советской Белоруссии», «Рэспубліке», «Звяздзе», «Народнай газеце», «Комсомольской правде» в Белоруссии» и др.
При поддержке ГАИ еженедельно выходит специализированное издание «Дорога. Транспорт. Происшествия». Продолжается бесплатное распространение среди населения ежемесячного специального выпуска газеты «На страже» – «Дорогам – порядок».
Ежедневно с участием сотрудников ГАИ готовятся и выходят в эфир передачи: на Белорусском радио – «Ночная магистраль», «Радиослужба безопасности»; на «Авторадио» – «Перекресток»; на радио «Минск» – «Дорожный курьер». Еженедельно в прямом эфире на вопросы радиослушателей отвечают сотрудники Госавтоинспекции в программах: «Зеленая Волна» (радио «Мир»), «Открытая студия» (радиостанция «Минская волна»), «Правовое поле» (радио «Столица»).
На телеканалах выходят в эфир аналогичные передачи: «Из достоверных источников», «Зона Х», «В мире моторов», «Закон и криминал», «Утромобиль», «Автопанорама».
В апреле 2008 г. совместно с газетой «Вечерний Минск» была проведена благотворительная акция «За безопасность движения всего поколения». В ней приняли участие белорусские звезды эстрады, СМИ. Средства, полученные от мероприятия, пошли на оказание помощи Белорусскому обществу инвалидов.
На протяжении 2008 года совместно с газетой «Советская Белоруссия» проводится акция «Партнерство ради безопасности».
Для повышения безопасности эксплуатации транспортных средств и уровня контроля за их состоянием был подготовлен план мероприятий по внедрению системы контроля труда и отдыха водителей и подготовлены предложения по ее совершенствованию на основе применения цифровых тахографов. Были утверждены стандарты, регламентирующие требования к техническому состоянию и эксплуатационной безопасности троллейбусов и мотоциклов.
В целях совершенствования системы подготовки водителей были проведены исследования влияния психофизиологических показателей водителей автомобилей на уровень их профессиональной надежности и на этой основе разработано программное обеспечение по оценке и улучшению индивидуальных психофизиологических показателей водителей и кандидатов в водители, которое прошло апробацию в ряде учебных организаций.
Совместно с Национальной академией наук Беларуси была разработана система поддержания психофизиологического состояния и работоспособности водителей механических транспортных средств на оптимальном уровне. Работа по данному направлению будет продолжена. Предусматривается внедрение и изучение работы устройства по поддержанию работоспособности водителя на контрольной группе транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов.
Об эффективности реализуемых программ свидетельствует тот факт, что по сравнению с 2001 годом в 2007 году на автомобильных дорогах общего пользования отмечено снижение аварийности: на республиканских – на 14,6%, на местных – на 8,5%. Всего в 2007 году в Беларуси произошло 7 458 ДТП, для сравнения: в 2006-м – 8 263, в 2005-м – 7 714, в 2004-м – 7 218.
УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ
За девять месяцев 2008 г. в Республике Беларусь произошло 5 200 дорожно-транспортных происшествий, это на 4,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Однако в Гродненской, Гомельской и Минской областях отмечается рост числа ДТП, в том числе и со смертельным исходом.
В I–III кварталах 2008 г. в авариях погибло 1 083 человека, что на 8 больше, чем за тот же период 2007 года, травмировано 5 564 человека, что на 322 меньше, чем в 2007 году.
По вине водителей транспортных средств произошло 4 126 ДТП (79% от общего числа происшествий), по вине пешеходов – 849 (16% от всех ДТП).
Самыми распространенными видами происшествий были наезд на пешехода (1 895 происшествий) и столкновение транспортных средств (1 737 происшествий).
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являлись: превышение скоростных режимов (910 ДТП), нарушение правил проезда пешеходных переходов (514), нарушение правил маневрирования (466). Сопутствующим фактором в ряде случаев являлось неудовлетворительное состояние дорог.
Большинство аварий происходило в выходные дни при резком повышении плотности автомобильного потока.
Особую тревогу вызывает травматизм людей по вине участников дорожного движения, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. За указанный период в республике сотрудниками ГАИ задержано несколько десятков тысяч человек, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие было совершено водителями в нетрезвом виде. В таких авариях погибли и получили ранения более 1 тыс. человек, или свыше 12% от общего числа пострадавших в ДТП. Особую озабоченность вызывает тот факт, что среди потерпевших – невинные люди, особенно дети. Согласно мировой статистике, дорожно-транспортный травматизм детей и молодежи в возрасте от 5 до 25 лет занимает далеко не последнее место среди причин смертности этой возрастной группы.
Адекватные меры реагирования позволили на 21,8% уменьшить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях детей за 9 месяцев 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Для борьбы с нарушителями правил движения Госавтоинспекция использует современные системы видеонаблюдения, фотофиксацию. Возобновлено вертолетное патрулирование на наиболее опасных участках дорог.
В вечернее время ГАИ осуществляется патрулирование дорог вблизи населенных пунктов на автомобилях с включенными проблесковыми маячками и изъятие с проезжей части пешеходов, в том числе нетрезвых – потенциальных жертв дорожно-транспортных происшествий. Одновременно с этим проводятся отработки наиболее аварийно-опасных населенных пунктов с целью выявления пешеходов, передвигающихся по проезжей части в темное время суток и не обозначенных световозвращающими элементами. К данной работе активно привлекаются курсанты учебных заведений и военнослужащие внутренних войск МВД.
Благодаря принятым мерам удалось уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов на 17,6%, в том числе находящихся в нетрезвом состоянии – на 24,7%.
Еще одной нерешенной проблемой является низкая культура участников дорожного движения. Неоправданная агрессия водителей и явное пренебрежение правилами дорожного движения со стороны пешеходов – частая причина дорожных инцидентов.
О ПРИНЯТЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ДОРОГАХ ГРОДНЕНСКОЙ                     ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ
Обстановка с обеспечением дорожной безопасности людей в Гродненской области, как и в целом по республике, в силу объективных и субъективных причин имеет в последние годы тенденцию к ухудшению. За последние пять лет лишь в 2007 году в области было достигнуто значительное снижение количества дорожно-транспортных происшествий, а также числа погибших и раненных в них людей. В нынешнем году число погибших в автоавариях людей практически соответствует уровню 2006 года.
К основным объективным факторам роста аварийности следует отнести ежегодный прирост в области автомобильного парка, который ныне составляет около 15 тыс. автомобилей. Примерно такое же количество лиц в течение года получают водительские удостоверения всех категорий. При этом темпы строительства и реконструкции улично-дорожной сети области, внедрения современных технических средств организации дорожного движения не соответствуют имеющемуся уровню автомобилизации, который составляет 290 автомобилей на 1 тыс. жителей и является одним из самых высоких в республике. Кроме того, сказывается несоответствие существующей дорожной инфраструктуры некоторых участков автомобильных дорог и улиц населенных пунктов условиям безопасного движения транспорта и пешеходов (отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек, уличного освещения, в ряде мест – светофорного регулирования и т.д.).
К субъективным факторам относятся пренебрежительное отношение молодых водителей к установленным в обществе нормам и правилам, снижение общего уровня культуры поведения участников дорожного движения, неготовность, в первую очередь, учебных организаций, коренным образом изменить уровень и качество подготовки водительских кадров в условиях резко возросшего количества лиц, желающих получить водительские удостоверения.
За 11 месяцев 2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось с 721 до 754 (+4,6%), погибших в них людей – со 138 до 169 (+22,5%). Количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях уменьшилось – с 814 до 813 (-0,1%). Рост количества аварий произошел в 10 районах области. Наиболее значительно в Дятловском (с 20 до 30, +50%), Зельвенском (с 13 до 20, + 53,8%), Свислочском (с 7 до 11, + 57,1%), Щучинском ( с 36 до 50, + 38,9%) и Октябрьском г. Гродно (с 78 до 103, +32,1%) районах. Тяжесть последствий (количество погибших людей) увеличилась в 11 районах области, наиболее существенно в Щучинском (с 6 до 14), Ленинском г. Гродно (с 2 до 6), Берестовицком (с 2 до 7) и Лидском (с 19 до 26) районах.
Наиболее часто люди погибают в таких дорожно-транспортных происшествиях, как наезды транспортных средств на пешеходов (37% от общего числа аварий), столкновения (28%) и опрокидывания (18%) автомобилей.
Основными причинами совершения ДТП являются: нарушения правил дорожного движения пешеходами – 24% , управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения – 22%, управление без права управления транспортными средствами – 12%, выезд на полосу встречного движения – 12 %.
Несмотря на осложнение в текущем году ситуации с обеспечением в области дорожной безопасности граждан, благодаря усилиям подразделений ГАИ во многих районах наметилась положительная динамика в снижении тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, а также их количества.
Так, на территории Волковысского, Гродненского Дятловского, Мостовского, Островецкого районов в текущем году не допущено роста погибших в дорожно-транспортных происшествиях людей. В Вороновском районе на протяжении всего года наблюдалось снижение количества ДТП, а также погибших и раненных в них людей, и только в сентябре месяце число погибших в ДТП превысило прошлогодний показатель (с 6 до 7). Количество граждан, погибших в автоавариях в Вороновском (7), Дятловском (7),Мостовском (3) и Новогрудском (7) районах, на протяжении двух последних месяцев года остается неизменным. На территории обслуживания Новогрудского РОВД на протяжении девяти месяцев прослеживается снижение числа ДТП, погибших и раненных в них людей, а в сентябре текущего года в течение одного дня в результате двух происшествий погибло два человека, что и повлекло в целом ухудшение ситуации в районе.
Вместе с тем, негативная тенденция аварийности на протяжении всего года присутствуют в Ивьевском, Лидском, Слонимском, Щучинском и Ленинском г. Гродно районах.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения органы внутренних дел области совместно с заинтересованными областными ведомствами и организациями в текущем году принимают активные меры по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению гибели людей.
Проведено два заседания Гродненского облисполкома, на которых рассмотрены вопросы проведения в Гродненской области в 2007 году Года безопасности дорожного движения и совершенствования организации дорожного движения в населенных пунктах области. Утверждены мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения в населенных пунктах области на 2008-2010 годы.
На заседаниях областной комиссии по безопасности дорожного движения выработан комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения в период уборочной кампании и пропаганде использования участниками дорожного движения в темное время суток световозвращающих элементов.
Разработаны совместные мероприятия с управлением образования, отделом по делам молодежи облисполкома по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, а также дорожными и коммунальными организациями. Организовано тесное взаимодействие с общественными организациями: Белорусским республиканским союзом молодежи, областной организацией Белорусского общества Красного Креста, религиозными и благотворительными организациями.
Так, католическому и православным епископам направлены письма о причинах ДТП (в том числе с участием детей) с просьбой довести до прихожан озабоченность сложившейся обстановкой на дорогах, призвать их к осознанному соблюдению Правил дорожного движения, воспитанию детей в духе уважительного отношения к окружающим, а также широкому использованию светоотражающих элементов.
Совместно с управлением образования и отделом по делам молодежи облисполкома, обкомом ОО «БРСМ», начиная с февраля текущего года вблизи 20 средних общеобразовательных учебных заведений организовано дежурство отрядов «стоп-менов».
Управлением внутренних дел облисполкома принят ряд распоряжений, касающихся профилактической работы с отдельными категориями участников дорожного движения (мотоциклистами, велосипедистами, пешеходами, возчиками гужевого транспорта) и по некоторым направлениям служебной деятельности (в частности, борьбе с пьянством на транспорте). Периодически вопросы обеспечения дорожной безопасности рассматриваются в коллегиях и оперативных совещаниях УВД. Регулярно проводятся такие профилактические мероприятия, как «Внимание, дети!», «Пристегнись!», «Скорость!», «Пешеход» и другие.
Основной акцент в работе по обеспечению дорожной безопасности сделан на укрепление транспортной дисциплины участников дорожного движения, профилактику и пропаганду среди населения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, совершенствование существующих схем организации дорожного движения.
Особое внимание уделяется выявлению и пресечению наиболее грубых нарушений ПДД, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения и являющихся основными причинами дорожно-транспортных происшествий: управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости движения, нарушение ПДД пешеходами.
Так, с начала года сотрудниками подразделений ГАИ области выявлено 7074 (за аналогичный период прошлого года – 6481) факта управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, к административной ответственности привлечено 22980 (18845) пешеходов, за превышение установленной скорости движения оштрафовано 41357 (21606) водителей.
Принимаются определенные меры и по совершенствованию существующих схем организации дорожного движения, созданию надлежащей дорожной инфраструктуры и безопасных условий для движения транспорта и пешеходов.
В последние годы в области осуществляется большой объем работ по реконструкции улично-дорожной сети, внедрению современных инженерных решений по ликвидации аварийно опасных участков улиц и дорог.
В начале года Госавтоинспекцией совместно с дорожными организациями проведено обследование этих участков, в результате чего разработан комплекс мероприятий по повышению безопасности движения в этих местах. На республиканских дорогах мероприятия выполнены уже на 35-ти участках из 99-ти. Ведется внедрение современных технических средств организации движения.
Для повышения информированности водителей и пешеходов о неблагоприятных условиях дорожного движения на улично-дорожной сети области практикуется установка информационных щитов индивидуального проектирования «Внимание туман» (установлено 102 шт.), «Здарэнні» (114 шт.), «Внимание пешеходы на дороге» (62 шт.), а также на тематику пропаганды световозвращающих элементов (31 шт.).
Госавтоинспекцией постоянно вносятся предложения в местные органы власти по решению проблем обеспечения безопасности дорожного движения. В результате в 2003 году построена двухуровневая транспортная развязка на сложном пересечении проспекта Космонавтов с улицами К.Маркса – Кирова – Буденного – Ленина в г. Гродно, что позволило ликвидировать заторовые ситуации и снизить аварийность. В 2006 году реконструирована пл. Советская с устройством светофорного регулирования в узле пересечения улиц Мостовая, С.Батория, Парижской Коммуны и Д.Городенского. В текущем году завершена реконструкция Старого моста через р. Неман с устройством дополнительных полос движения и благоустройства кольцевой развязки улиц Горновых и Победы с устройством разрезного кольца и светофорного объекта, что значительно увеличило его пропускную способность. Завершено строительство объездной магистрали микрорайона Фолюш на участке между улицами Суворова и О.Соломовой с устройством тротуаров и электроосвещения. В стадии завершения находятся работы по перепланировке наиболее нагруженных перекрестков города: Дзержинского – Брикеля, Горького – БЛК. Активно ведется благоустройство уличной сети г. Гродно. Отремонтирована проезжая часть проспектов Клецкова, Космонавтов, улиц Белуша, Лидской, Кирова, К.Маркса, Социалистической и Курчатова.
С начала года на республиканских дорогах отремонтировано и построено 2,07 км. тротуаров и пешеходных дорожек, установлено 611 метров и произведен ремонт 4985 метров барьерного ограждения.
В последние годы значительно повысился уровень содержания самой интенсивной и аварийно-опасной автодороги области Минск–Гродно-граница Республики Польша (Брузги). В 2003-2004 годах построены два участка обхода г. Гродно, вошедших в состав дороги.
В текущем году завершена реконструкция участка этой дороги (км 227,8-233,6) в Щучинском районе с приведением ее геометрических параметров к 1-й технической категории, завершено строительство обхода г. Слонима. В настоящее время продолжается реконструкция автодороги на территории Щучинского района. Ведется капитальный ремонт участка автодороги с устройством укрепленной обочины в Лидском районе протяженностью 11 километров.
В рамках благоустройства агрогородков осуществляется капитальный ремонт уличной сети 42 сельских населенных пунктов, в том числе по 15-ти из них проходят транзитные участки республиканских автодорог.
Значительное внимание в последние годы уделялось применению современных технических средств регулирования дорожным движением на улично-дорожной сети области. Для нанесения дорожной разметки на пешеходных переходах и пиктограмм на проезжей части (разметка 1.24.1-1.24.3) применяется пластик. На аварийно-опасных участках обустраиваются искусственные неровности и шумовые полосы. В настоящее время искусственными неровностями оборудовано 266 места (1276 неровностей), шумовыми полосами 35 места (225 штук). На пешеходных переходах, являющихся участками концентрации ДТП, начали устанавливать соответствующие дорожные знаки на фоновых экранах, покрытых алмазной световозвращающей пленкой повышенной видимости.
На уличной сети населенных пунктов области ведется обновление светофорного оборудования. На сегодняшний день в области светофорным регулированием оборудовано 141 перекресток и пешеходный переход, на которых установлено 95 % современных светофоров со светодиодными оптическими элементами. В текущем году введено в эксплуатацию 14 светофорных объектов, в стадии строительства находится еще 5 объектов.
На проспекте Космонавтов в г. Гродно установлены 10 электронных указателей рекомендуемой скорости движения с переменной информацией, позволяющих более эффективно использовать возможности координированного регулирования. Такие указатели ранее были установлены на улицах Горького и Б.Троицкой областного центра. Кроме того, с начала года 65 устаревших дорожных контроллера заменены на более современные контроллеры «Думка». В текущем году начато внедрение пешеходных светофоров с обратным отсчетом времени. Уже установлено 143 таких светофора. В г. Гродно установлена автоматизированная система управления дорожного движения, которая постоянно модернизируется.
Одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение безопасности движения пешеходов в темное время суток, которая во многом зависит от наличия и надлежащего функционирования уличного электроосвещения. На улицах Белуша, Лидской, автодороге Мясокомбинат – Лапенки – Путришки в пределах Свободной экономической зоны обустроено новое освещение. Продолжается работа по поэтапной установке дополнительных светильников в зонах пешеходных переходов и аварийно-опасных перекрестков города. Работы проведены на проспекте Я.Купалы, улицах Победы, Врублевского, БЛК.
Кроме того, завершен капитальный ремонт аварийно-опасного моста через р. Лососянка на автодороге Подъезд к г. Гродно от автодороги вблизи оз. Юбилейного.
Одним из важнейших факторов влияния на обстановку дорожной безопасности является активная профилактическая и пропагандистская работа с населением, поиск новых форм и методов формирования у граждан позитивного отношения к выполнению ПДД.
В текущем году органами внутренних дел области значительно активизирована работа с населением через местные и областные СМИ, беседы и выступления в трудовых коллективах, кино-видеолектории, путем проведения различных профилактических акций с отдельными группами населения и категориями участников дорожного движения (детьми, мотоциклистами, пешеходами, возчиками гужевого транспорта и др.).
За 11 месяцев 2008 года опубликовано 1287 материалов в республиканских, областных и местных печатных изданиях, проведено 665 выступлений по телевидению и 2007 – по радио, выпущено более 400 видов печатной продукции (листовки, ученические тетради, календари, памятки и другое) общим тиражом более 60000 экземпляров. Данная печатная продукция размещена и регулярно обновляется на информационных стендах подразделений ГАИ, предприятий, организаций, учебных заведений, дошкольных учреждений, в общественном транспорте, а также распространяется среди участников дорожного движения во время проведения профилактических мероприятий.
Совместно с ОАО «Белкард» и ОАО «Лента» на троллейбусе размещена социальная реклама, пропагандирующая использование в темное время суток светоотражающих элементов. Кроме того, организованно размещение социальной рекламы, популяризующей среди жителей многоэтажных домов ношение световозвращающих элементов, на «Лифтбордах».
Сотрудниками ГАИ создано 12 обучающих и профилактических видеофильмов и видеороликов, которые регулярно демонстрируются перед населением. В текущем году снят фильм «Есть только миг…» и видеоролик о необходимости использования светоотражающих элементов, который транслируются в эфире областного и республиканского телевидения, а также на LCD-мониторах во всех крупных торговых центрах г. Гродно. В г. Гродно, а также райцентрах области, в которых осуществляется трансляция кабельного телевидения, организована постоянная передача текстовых сообщений пропагандирующих соблюдении ПДД в виде «бегущих строк».
Налажено тесное взаимодействуем с «Телерадиокомпанией «Гродно». В эфире областного FM-радио ежедневно озвучивается оперативная информация о ситуации на дорогах области, даются разъяснения и рекомендации участникам дорожного движения, еженедельно в выпусках новостей и программах «Тема» и «Рубикон» областного телевидения демонстрируются сюжеты профилактического содержания на тематику безопасности дорожного движения. В рамках детской телевизионной передачи областного телевидения «Числобук» организован выпуск серии тематических сюжетов. Среди слушателей «Радио «Гродно» проводятся различные тематические радиоконкурсы и интерактивные игры – «Игра по Правилам», «Автокосметичка», «Правила эфирного движения» и другие.
Регулярно проходят пресс-конференции и «прямые линии» руководства УГАИ УВД Гродненского облисполкома по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, выполнения Директивы Президента республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», итогам реализации «Программы «Минус 100» для журналистов республиканских, областных и районных средств массовой информации.
В течение последних двух лет проводится активная работа по установлению доверительных отношений с водителями, склонными к экстремальной езде и автоспортсменами.
В результате, в 2008 году проведен шестиэтапный открытый кубок г. Гродно по скоростному фигурному маневрированию. Ведется работа и с представителями различных автоклубов Гродненского региона. В текущем году проведены 3 городские акции совместно с представителями клубов «Автоледи» и «Гродно рейсинг». Налажено тесное взаимодействие с мотоклубом «Носороги».
1 мая 2008 года проведена акция «Байкеры детям!», в ходе которой по центральным городским улицам был проведен мотопробег, направленный на популяризацию использования жилетов повышенной видимости со светоотражающими элементами. В г. Гродно и крупных райцентрах области проведены конкурсы мотоциклистов. Для укрепления транспортной дисциплины среди водителей такси ежегодно проходит конкурс «Лучший таксист».
Достигнуты положительные результаты в сотрудничестве с молодежным объединением любителей велотехники – «Критическая масса». Ежемесячно, во время проведения Единого дня безопасности дорожного движения по центральным улицам областного центра проводиться велопробег с численностью участников 70-80 человек. Все участники пробега обозначают себя светоотражающими элементами или жилетами повышенной видимости со светоотражающими элементами. Аналогичные велопробеги уже стали нормой во всех районах области.
Для активизации работы средств массовой информации, привлечения журналистов к освещению проблемы безопасности дорожного движения ежегодно проводится областной конкурс на лучшее освещение вопросов безопасности дорожного движения печатными изданиями и их авторами. В целях обобщения и систематизации имеющихся наработок по предупреждению ДТП с участием детей и распространения передового опыта в этом направлении регулярно проводится смотр-конкурс на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в школах и дошкольных учреждениях области.
Заслуживает отдельного внимания совместная работа УГАИ УВД и Гродненского областного театра кукол. В репертуаре театра уже имеется два спектакля на тематику безопасности дорожного движения: «Приключение мумиков в музее» и «Осторожно, Незнайка!». В настоящее время рассматривается вопрос о создании нового детского спектакля по указанной тематике. Периодически организовываются гастроли Гродненского театра кукол по райцентрам области.
Совместно с ГОУПП «Киновидеопрокат» в феврале-марте на территории области проведен месячник «Дорожная безопасность» с демонстрацией в кинотеатрах г. Гродно и районных центрах области фильмов по тематике безопасности дорожного движения. Аналогичная работа проводилась в летний период в пришкольных и оздоровительных лагерях.
Большое внимание уделяется проблеме обеспечения участников дорожного движения световозвращающими элементами. Вопросы популяризации использования световозвращающих элементов нашли свое отражение в решениях Гродненского облисполкома «Об утверждении мероприятий по проведению в Гродненской области в 2007 году Года безопасности дорожного движения» и «О мерах по обеспечению безопасности людей на дорогах области», а также в протоколах двух последних заседаний областной комиссии по безопасности дорожного движения.
Организована реализация светоотражающих элементов через торговую сеть промтоварных магазинов и магазинов товаров повседневного спроса, киосков «Гроднооблсоюзпечать», отделений РУП «Белпочта», автозаправочных станций (более 1600 торговых объектов). Осуществляется контроль за постоянным пополнением ассортимента указанной продукции, размещением информации, пропагандирующей использование светоотражающих элементов.
Приняты меры по обеспечению работников СПК и учащихся учебных заведений светоотражателями. В настоящее время обеспеченность ими работников СПК составляет 69% от общего количества, почтальонов – 100% (в том числе оборудованы в соответствии с ПДД все имеющиеся велосипеды), учащихся учебных заведений – 98%. Регулярно совместно с заинтересованными ведомствами проводятся акции по безвозмездному распространению светоотражающих элементов среди отдельных категорий населения (детей, пожилых и малообеспеченных граждан).
Постоянно проводятся отработки населенных пунктов, прилегающих к автодорогам республиканского значения, по выявлению участников движения (пешеходов, велосипедистов и возчиков гужевого транспорта), не выполняющих требования ПДД в части обозначения себя и своего транспортного средства светоотражателями. С начала года к административной ответственности за совершение данного вида правонарушений привлечены более 10000 граждан.
В г. Гродно и 14 райцентрах области на 23 предприятиях бытового обслуживания населения налажено изготовление спецодежды со вставками из световозвращающих материалов и световозвращающих повязок. В 2007 году на одном из предприятий концерна «Беллегпром» – Гродненской обувной фабрике «Неман» было организовано производство детской обуви со светоотражающими вставками (всего произведено около 6000 пар обуви).
Организовано взаимодействие с православными и католическими епархиями по вопросам пропаганды использования и безвозмездного распространения среди прихожан светоотражающих элементов.
С 1 сентября 2007 года в МРЭО ГАИ области кандидаты на получение водительского удостоверения являются на квалификационный экзамен имея при себе светоотражающие элементы.
В области постоянно организовывается проведение профилактических акций, направленных на популяризацию использования участниками дорожного движения световозвращающих элементов, в ходе которых происходит бесплатное распространение этих элементов. В текущем году проведено более 100 таких мероприятия, в ходе которых было безвозмездно распространено более 40000 светоотражающих элементов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДТП
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий в мире становятся 1,2 млн. человек, а около 50 млн. получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд. долл. в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году ДТП будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.
Для решения проблемы сокращения случаев гибели людей на дорогах, по мнению Всемирной организации здравоохранения, необходимо решить пять основных задач: езда на мотоциклах в шлемах, проблема инфраструктуры дорог, проблема скорости, проблема пьянства, а также использование ремней безопасности.
В целом по Европе показатель смертности на дорогах постоянно снижается: в 1991 году – 162 погибших на 1 млн. жителей; в 2004-м – 95; в 2007 году – 77. В 2007 году самыми опасными в Европе были дороги в Литве, где из каждого миллиона жителей в ДТП погибли 223 человека, и Латвии – 177. Проблемными в этом отношении пока остаются и другие новые члены ЕС – Эстония и Польша, в которых продолжается рост числа ДТП.
Причинами такого положения являются: склонность водителей новых стран – участников ЕС к превышению скоростного режима, игнорированию ремней безопасности и специальных средств безопасности для детей (детские кресла). В большинстве стран Восточной Европы, претерпевающих ускоренное развитие автомобилизации, инфраструктура дорог и развитие служб безопасности не выдерживают возросшей нагрузки.
Опыт ряда стран с развитой автомобилизацией, таких как Канада, Франция, Финляндия и США, доказывает, что снизить уровень аварийности и избежать колоссальных социальных и экономических потерь можно, предприняв следующие меры:

  • сформировав гибкую и адекватную законодательную основу по организации дорожного движения;
  • в сфере дорожной инфраструктуры – обустроив пешеходные переходы, отремонтировав дороги, организовав необходимое количество парковок;
  • уделяя особое внимание пропаганде безопасного движения и наглядно показывая людям, к чему приводят нарушения правил дорожного движения.

Основной акцент в зарубежном законодательстве о безопасности дорожного движения делается на материальной ответственности нарушителей.
Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля.
Например, в Германии, если водитель набирает за год штрафные очки за допущенные нарушения правил дорожного движения, сумма его страховки, которая составляет до 1 000 евро, увеличивается еще на 500 евро, на второй год – на 1 000 евро, на третий – на 2 000 евро. При зарплате 3 000–5 000 евро это очень существенные траты, которые может себе позволить далеко не каждый немец. Поэтому некоторые из нарушителей вынуждены целый год не пользоваться автомобилем, чтобы не платить тройную цену за страховку.
В зависимости от количества набранных штрафных баллов увеличивается стоимость годовой страховки автомобиля и в США.
Характерно, что тюремное заключение за вождение автомобиля в пьяном виде предусмотрено не в странах третьего мира, а наоборот – в демократичной Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на 1 год. А если по его вине произошла авария с пострадавшими, закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов стерлингов.
В последние годы во многих странах наблюдается тенденция все большего признания значимости осуществляемого специальными органами охраны правопорядка надзора за соблюдением правил дорожного движения. В национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения, принимаемые, как правило, на среднесрочную перспективу, включается их работа по выявлению наиболее опасных нарушений правил дорожного движения, приводящих к ДТП, в которых погибают и получают ранения люди. Так, надзор полиции на дорогах входит в приоритетные направления деятельности по снижению числа пострадавших в ДТП в европейских государствах, например в Австрии, Великобритании, Дании, Финляндии, Швеции.
По оценкам зарубежных специалистов, по соотношению затрат и получаемой выгоды надзор полиции за соблюдением требований дорожного законодательства – один из самых эффективных и рентабельных методов ежегодного уменьшения числа людей, пострадавших на дорогах. При этом основной тенденцией организации дорожно-постовой службы в большинстве стран мира является сокращение прямых контактов дорожной полиции с нарушителями дорожного движения, его регулирование с помощью центральных электронных пунктов управления.
Значительное внимание уделяется в странах Европейского союза и вопросам технической организации движения. В настоящее время уже созданы технологии, соединяющие компьютерные чипы в транспортных средствах и на автомобильных дорогах. Разработаны специальные радары и приборы радиопредупреждения, с помощью которых можно избежать столкновения на дороге. Внедряются блокирующие устройства, не позволяющие запустить двигатель автомобиля лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Спутниковые технологии, разнообразные навигационные системы и системы определения местонахождения транспортного средства, доступные пока лишь немногим, скоро, по прогнозам экспертов, станут обычными атрибутами, помогающими водителю найти дорогу в незнакомом городе или вызвать помощь простым нажатием кнопки. Все более широкое распространение получат системы, автоматически включающие устройства для передачи сигналов в полицию при срабатывании надувных подушек безопасности, попытке угона транспортного средства и т. д.
В европейских государствах толчком к технической модернизации систем управления и контроля за движением автотранспорта стал опыт Франции. Следует отметить, что техническое перевооружение систем слежения за порядком на дорогах в этой стране было лишь одним из предпринятых мер по обеспечению безопасности движения. В начале, в 2003 году, был принят новый закон «Об изменениях правил дорожного движения», который предусматривал значительное ужесточение санкций за нарушения на дорогах. И лишь затем была проведена техническая модернизация дорог: управление светофорами в городах стало производиться из единого центра; на основных трассах были установлены новые камеры, связанные с радарами, автоматически засекающие превышение скорости, фиксирующие на пленке номер автомобиля, лицо его хозяина. Эти данные передавались на центральный компьютер, который без участия человека выписывал штраф владельцу машины. Благодаря этим нововведениям количество ДТП на французских дорогах за два года снизилось на треть.
Во многих странах мира четко налажено информирование участников движения о транспортной ситуации на направлениях движения, о возможных маршрутах объезда перегруженных участков, о парковках. На пересечениях дорог указываются не только разрешенные направления движения, но и названия районов и улиц. Для передачи водителям информации используются многопозиционные дорожные знаки, световые табло со сменной информацией, специальные радио- и видеоканалы. Например, после включения световых табло с предупреждением о заторах последние устранялись за 20–30 минут, без табло на это уходило 3–4 часа.