17 апреля 2008

НОВЫЙ ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2007 Г. № 667)
(МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ ДОКЛАДЧИКАМ)

До недавнего времени земельное законодательство состояло из устаревшего в зна-чительной степени Кодекса Республики Беларусь о земле и многих иных законодатель-ных актов. Из-за их разрозненности применение на практике установленного порядка изъятия и предоставления земельных участков стало сложным и непонятным для граждан.
Земельное законодательство Республики Беларусь требовало незамедлительного оперативного совершенствования, систематизации и упорядочения, что и было достигнуто с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ), который вступил в силу с 1 января 2008 г.
Указ является комплексным законодательным актом, в котором сведены воедино правовые нормы по регулированию всех основных вопросов изъятия и предоставления в республике земельных участков. Он также содержит ряд впервые установленных норм государственного регулирования земельных отношений на территории страны. Указом ут-верждены четыре положения, в которых детально прописаны процедуры изъятия и предоставления земельных участков:
«Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков»;
«Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строи-тельства капитальных строений (зданий, сооружений)»;
«Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков для раз-мещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недви-жимого имущества, находящегося в государственной собственности»;
«Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отне-сения земель к определенным видам».
С принятием Указа № 667 полностью признаны утратившими силу восемь указов Президента Республики Беларусь, а также отменены отдельные положения пяти указов Главы государства.
С учетом положений вышеназванного указа в настоящее время осуществляется до-работка новой редакции Кодекса Республики Беларусь о земле, которая готовится к рассмотрению в Парламенте (во втором чтении) в мае нынешнего года.
Земля, на которой расположена Республика Беларусь, — это национальное богатст-во, материальная основа существования нашего суверенного государства.
Земельная площадь республики составляет 20 760 тыс. га. Все земли по основному целевому назначению разделены на категории (43,3% занимают сельскохозяйственные земли, 40,8% — лесные земли лесного фонда, 6,6% — земли под болотами и водными объек-тами, другие земли — 9,3%), а по природно-историческим признакам, состоянию и ха-рактеру использования — на виды (земли пахотные, луговые, занятые зданиями и соору-жениями, дорогами, улицами и т.д.).
В Беларуси земля может быть в государственной и частной собственности. В ис-ключительной собственности государства находятся недра, воды, леса и земли сель-скохозяйственного назначения.
В республике за последние двадцать лет площадь сельскохозяйственных земель со-кратилась почти на 8%.
Согласно приведенным в печати данным, в минувшем году в ходе проверок Гене-ральной прокуратурой Республики Беларусь было установлено по стране более 3,5 тыс. нарушений, так или иначе связанных с незаконным занятием земель, самовольным строи-тельством, загрязнением прилегающих к водоемам территорий. Более 800 незаконных строений из 1 500 выявленных снесено только за последние полгода. Возбуждено 24 уголовных дела против граждан (за самоуправство) и должностных лиц (за потворство).
Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются земельным законода-тельством, в соответствии с которым объектом государственного учета земли является земельный участок. У каждого земельного участка есть свой хозяин — законный соб-ственник.
Земельный участок — это часть поверхности земли, имеющая установленные грани-цы, площадь, местоположение, правовой статус, стоимость и другие характеристики, от-ражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регист-рации земельного участка.
Земельные участки могут в установленном порядке продаваться и передаваться их собственниками другим лицам (гражданам, индивидуальным предпринимателям, юриди-ческим лицам) на одном из следующих вещных прав: пожизненного наследуемого владе-ния, постоянного или временного (срочного) пользования, в том числе аренды, либо част-ной собственности. Предоставлению земельного участка другому лицу предшествует его изъятие у прежнего собственника.
1.НОВОВВЕДЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Из установленных Указом новых положений порядка изъятия и предоставления зе-мельных участков наиболее общественно значимыми являются следующие.
1. Существенно расширена компетенция местных исполнительных комитетов при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков.
Так, изъятие и выделение земельных участков из сельскохозяйственных земель, зе-мель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и земель лесного фонда для целей, не связанных с их основным назначением, а также перевод этих земель из одних категорий и видов в другие теперь осуществляют областные (Минский городской) исполнительные комитеты. Ранее решение данных вопросов относилось к компетенции Главы государства.
Одновременно Указом определены случаи, в которых допускается предоставле-ние земельных участков из земель особого назначения (для размещения объектов не-движимости, если оно предусмотрено Президентом Республики Беларусь, Правительством или утвержденными ими государственными программами, градостроительной документа-цией и схемами землеустройства районов, в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента Республики Беларусь). В других случаях облисполкомы и Мин-ский горисполком вправе принимать решения об изъятии и предоставлении таких земель только при подтвержденной невозможности размещения объектов на землях особого назначения.
2. На территории всей республики установлено общее правило за небольшими ис-ключениями, прямо предусмотренными Указом (с учетом государственных социальных и экономических приоритетов): земельные участки предоставляются преимущественно на аукционах, чем в значительной степени обеспечивается открытость и прозрачность этой важной административной процедуры.
До 1 января 2008 г. подобный порядок действовал только на территории г. Минска, областных центров и их пригородных зон.
2.1. Земельные участки предоставляются по результатам аукционов:
по продаже земельных участков — в частную собственность гражданам для строи-тельства одноквартирных или блокированных жилых домов (за исключением случаев, ко-гда в пользовании граждан, включая аренду, или пожизненном наследуемом владении уже находятся земельные участки, на которых расположены принадлежащие гражданам жилые дома), а также негосударственным юридическим лицам в установленных случаях;
на право заключения договоров аренды земельных участков — в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зда-ний, сооружений) — в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
С учетом экономических интересов регионов установлено, что при предоставлении земельных участков инвесторам (гражданам, индивидуальным предпринимателям и юри-дическим лицам) на аукционах стоимость участков определяется по результатам торгов и не может быть ниже их кадастровой стоимости.
2.2. Без проведения аукционов земельные участки предоставляются, в частности, тем гражданам Республики Беларусь, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и при этом постоянно проживают и работают в населенных пунктах на территории районов, где находятся такие населенные пункты.
Однако нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые постоян-но проживают и (или) работают в г. Минске или областных центрах, могут получить участки только на аукционах.
Земельные участки предоставляются гражданам Республики Беларусь без прове-дения аукциона также для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фер-мерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных. Исчерпывающий перечень случаев выделения земельных участков гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим ли-цам в соответствии с Указом без аукционов приведен в приложении.
Следует обратить внимание на иные случаи предоставления земельных участков без проведения аукциона по решению Президента страны (абзац девятнадцатый приложения).
К таким случаям, например, относится поручение Главы государства облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить выделение земельных участков многодетным семьям для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов (пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражда-нам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых по-мещений»).
3. Для создания дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов граж-дан, предупреждения бюрократизма и возможных коррупционных проявлений определе-ны дополнительные требования по обеспечению открытости и прозрачности админи-стративных процедур по изъятию и предоставлению земельных участков.
Так, на местные исполнительные комитеты возложена обязанность формирования перечней свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть выделены гражданам (для строительства одноквартирных, блокированных жилых домов, коллектив-ного садоводства и дачного строительства).
Причем информация о наличии таких участков обязана отвечать ряду жестких требований. Она должна быть полной, достоверной, открытой, доступной и подлежит включению в перечни с указанием целей возможного использования участков.
Перечни свободных (незанятых) земельных участков должны поддерживаться в актуальном состоянии, ежемесячно обновляться и размещаться на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в Интернете, а также могут распространяться иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации.
4. В целях исключения возможного расширительного толкования законодательства с учетом принципа приоритета общественной пользы уточнены критерии принятия ре-шений об изъятии и предоставлении земельных участков для государственных нужд.
Изъятие и предоставление земельных участков для таких нужд может осуществляться в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и истори-ко-культурного наследия.
5. Для комплексного урегулирования прав государства как собственника недвижи-мого имущества установлен общий порядок одновременной продажи находящегося в государственной собственности недвижимого имущества (капитальных строений (зда-ний, сооружений), включая входящие в состав предприятий как имущественных комплек-сов) и права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для об-служивания этого имущества.
6. В целях исключения возможного вмешательства в установленный порядок изъятия и предоставления земельных участков введен запрет на отдельные действия местных исполнительных комитетов.
В частности, местный исполнительный комитет не вправе изменять отраженные в акте выбора места размещения земельного участка сведения (условия) при принятии ре-шения об изъятии и предоставлении земельного участка, а также отказать в вынесении данного решения на основании таких сведений (условий).
Помимо этого, после утверждения акта выбора места размещения участка и до при-нятия решения об его изъятии и предоставлении местный исполнительный комитет не имеет права принять решение о предоставлении либо согласовать выделение данного уча-стка другому лицу.
7. Для исключения недобросовестных сделок с землей запрещено отчуждение (ку-пля-продажа, обмен и дарение) земельных участков, которые были выделены для строи-тельства капитальных строений (зданий, сооружений), если их собственниками не полу-чены правоудостоверяющие документы на капитальные строения, расположенные на та-ких участках.
Данный запрет не распространяется на случаи дарения гражданами земельных участков близким родственникам, отчуждения участков, приобретенных на аукционе в ча-стную собственность, а также отчуждения земельных участков с расположенными на них не завершенными строительством законсервированными капитальными строениями либо предоставленных для коллективного садоводства.
8. Обновленный порядок изъятия и предоставления гражданам земельных участков значительно упростил все административные процедуры по изъятию и предоставлению земельного участка, в том числе за счет сокращения до необходимого минимума их перечня, сроков совершения и количества оформляемых документов.
В частности, с 1 января 2008 г. не требуется принятие решения местным исполни-тельным комитетом об изъятии и предоставлении земельного участка либо переходе права на него. Однако данная норма действует, если не изменяются существенные характери-стики земельного участка (целевое назначение, вид вещного права, размер и границы). В этом случае государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществ-ляется в установленном порядке на основании документов, представленных для государст-венной регистрации перехода права на капитальное строение (здание, сооружение).
Значительно расширен перечень случаев, когда земельные участки выделяются отдельным категориям лиц и под определенные цели без предварительного согласо-вания места размещения участка. Например, без предварительного согласования пре-доставляются земельные участки гражданам для строительства в сельском населенном пункте (поселке городского типа, городе) одноквартирных, блокированных жилых домов при наличии утвержденной планировочной градостроительной документации, ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных на-родных промыслов, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных живот-ных. В таком же порядке выделяются свободные (незанятые) участки в дачном кооперативе и садоводческом товариществе.
Также не требуется предварительное согласование в случае выделения участка про-живающим в населенных пунктах гражданам, которым до 1 января 1999 г. предостав-лены земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокиро-ванных жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства (при условии, что сведения о данных участках внесены в земельно-кадастровую документацию соответствующе-го местного исполнительного комитета до указанной даты).
Если предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта требуется, то оно осуществляется на основании составленного ко-миссией акта выбора места размещения земельного участка, который теперь утверждается председателем районного, городского, областного (в определенных случаях) исполни-тельного комитета.
До 1 января 2008 г. специальные комиссии по выбору земельных участков также создавались, однако принятые ими решения должны были подтверждаться еще реше-нием местного исполнительного комитета.
9. В связи с расширением и упорядочением властных полномочий местных испол-нительных и распорядительных органов по вопросам изъятия и предоставления земельных участков на них возложена дополнительная ответственность за соблюдение законода-тельства об охране и использовании земель.
Так, председатели местных исполнительных комитетов несут дисциплинарную, административную ответственность за нарушение законодательных актов об изъятии и предоставлении земельных участков, а также установленного режима ведения хозяйствен-ной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос, лесов с особым ре-жимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий при размещении объ-ектов в границах таких земель. При наличии в их действиях состава преступления — уголовную ответственность.
Нарушение порядка и сроков (формирования, изъятия и предоставления земельных участков, в том числе сроков рассмотрения заявлений о выделении участков; работы ко-миссии по выбору места размещения земельного участка; согласования необходимых до-кументов и принятия решений о предоставлении земельных участков; перевода земель из одних категорий и видов в другие, иных норм) влечет наложение штрафа на виновных лиц в размере до пяти базовых величин.
Необоснованный отказ в изъятии и выделении земельного участка (либо в заключе-нии договора его аренды), непринятие мер по изъятию и предоставлению земельного уча-стка в установленные сроки, а также нарушение порядка представления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках влекут наложение штрафа на должностных лиц местного исполнительного комитета, допустивших указанные нару-шения, в размере от трех до тридцати базовых величин.
Земельный участок считается предоставленным гражданину на аукционе или без его проведения после получения правоудостоверяющего документа на участок.
Граждане, у которых земельные участки уже находятся в пользовании (если эти све-дения внесены в похозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 1 января 1999 г.), также могут получить правоудостоверяющий документ на такие участки (рисунок 3).
Работники местных исполнительных комитетов и других государственных органи-заций должны совершать все административные процедуры по изъятию и предоставлению земельных участков в строгом соответствии с установленным порядком, не допуская на-рушений законодательства и злоупотреблений.
2. КАК ГРАЖДАНИНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧА-СТОК И ОФОРМИТЬ ПРАВОУДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ДОКУМЕНТ
Гражданам Республики Беларусь земельные участки передаются в частную собст-венность преимущественно по результатам проведения аукционов или в установленных Указом случаях без осуществления этих торгов.
Земельный участок считается предоставленным гражданину после получения пра-воудостоверяющего документа на него.
Граждане, у которых земельные участки уже находятся в пользовании (если эти све-дения внесены в похозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 1 января 1999 г.), также могут получить правоудостоверяющие документы на них.
1.1.Порядок предоставления гражданину земельного участка в
частную собственность по результатам аукциона
Продавцом земельных участков в частную собственность граждан на аукционе вы-ступает местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земель-ного участка, который принимает решение об изъятии участка для проведения торгов.
Для подготовки и осуществления аукциона исполком своим решением определяет соответствующую организацию (либо создает специальную комиссию), которая в течение 25 рабочих дней организует и проводит торги. Работа по подготовке аукциона начинается с составления извещения о проведении аукциона (далее — извещение), которое уполномо-ченная организация (комиссия) обязана опубликовать в средствах массовой информации, разместить на информационном стенде в исполкоме и в Интернете.
В извещении должна содержаться вся необходимая для гражданина информа-ция:
дата, время, место и порядок проведения аукциона;
место, дата, время начала и окончания приема заявления гражданина об участии в аукционе и прилагаемых необходимых документах;
адреса выставляемых на торги земельных участков, их площадь и целевое назначе-ние;
сведения об обеспечении участков инженерной и транспортной инфраструктурой;
начальная цена продажи каждого земельного участка (равная его кадастровой стои-мости);
возмещаемые гражданином расходы, связанные с подготовкой и проведением аук-циона, составлением нужной документации;
условия аукциона, предусмотренные в решении об изъятии земельного участка для проведения торгов, и иные условия;
размер задатка, срок и порядок его внесения;
реквизиты расчетного счета для перечисления задатка;
адрес и номер контактного телефона организации (комиссии);
перечень документов, которые необходимо представить до начала аукциона.
Заинтересованный в предоставлении земельного участка по результатам аукциона гражданин узнает из извещения необходимую информацию (об аукционе, земельных уча-стках, правах и обязанностях продавца и покупателя). По желанию до проведения аукцио-на ему предоставляется для ознакомления соответствующая земельно-кадастровая, градо-строительная и иная документация, организуется осмотр на месте выставленных на торги участков.
Для участия в аукционе гражданин обращается в указанную в извещении ор-ганизацию (комиссию) с заявлением и иными документами.
Уполномоченная организация (комиссия) рассматривает представленные заявление и документы, признает гражданина участником аукциона и выдает билет с указанием даты регистрации заявления об участии в торгах и номера, под которым он будет на аукционе. В случае нарушения установленных требований и условий организация (комиссия) отказы-вает гражданину в допуске к торгам.
До проведения аукциона гражданин вносит задаток. В случае если он не выигры-вает торги, деньги ему возвращаются в течение 10 рабочих дней после проведения аукцио-на. Если гражданин победит, внесенная им сумма засчитывается в плату за земельный уча-сток по результатам аукциона.
Итоги таких торгов оформляются протоколом в день их проведения. Он состав-ляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй направляется в соответствующий местный исполнительный комитет (не позднее 1 рабочего дня) для принятия на его основании решения о предоставлении гражданину земельного участка в частную собственность.
Решение о предоставлении гражданину земельного участка в частную собст-венность принимается в течение 10 рабочих дней после внесения им оплаты за уча-сток, расходов, связанных с подготовкой (проведением) аукциона и необходимой докумен-тации, выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, а также иных указанных в извещении условий.
Получив на руки решение исполкома, гражданин обращается в территориаль-ную организацию по государственной регистрации за оформлением права частной собственности на земельный участок. По истечении 7 рабочих дней он может получить здесь соответствующий правоудостоверяющий документ.
Графическая схема выделения гражданину земельного участка в частную собствен-ность по результатам проведения аукциона приведена на рис. 1 (прилагается).
2.2. Порядок предоставления гражданину земельного участка без аукциона
Гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в соответствующий местный исполнительный комитет по месту нахождения испраши-ваемого участка с заявлением о предоставлении ему такового:
для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или строительства (установки) временного индивидуального гаража — в сельский, поселко-вый, районный (городов районного подчинения), городской (городов областного подчине-ния и г. Минска) исполнительный комитет;
для ведения личного подсобного хозяйства — в сельский, поселковый исполнитель-ный комитет;
для огородничества — в сельский, поселковый, районный, городской исполнитель-ный комитет;
для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных — в сельский, поселко-вый, районный исполнительный комитет;
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных про-мыслов, а также при наличии свободного (незанятого) земельного участка в дачном коопе-ративе, садоводческом товариществе — в районный исполнительный комитет.
В заявлении указываются:
данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;
цель, для которой испрашивается земельный участок (одна из вышеперечисленных);
вещное право на испрашиваемый участок (пользование, пожизненное наследуемое владение, частная собственность или аренда);
намечаемое местоположение земельного участка и его размер (площадь); источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием участка у землепользо-вателя;
площадь всех ранее предоставленных гражданину земельных участков (в пользова-ние, пожизненное наследуемое владение, частную собственность либо аренду) — в случае, когда земельный участок испрашивается для строительства и обслуживания одноквартир-ного, блокированного жилого дома либо ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных);
количество и виды сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности гражданина, испрашивающего земельный участок для сенокошения и выпаса этих живот-ных.
К заявлению о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фер-мерского) хозяйства прилагается программа его ведения.
Если земельный участок испрашивается для строительства одноквартирного, блоки-рованного жилого дома нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданином, по-стоянно проживающим и работающим в населенном пункте или на территории района, где находится этот населенный пункт (за исключением граждан, постоянно проживающих и (или) работающих в областных центрах и г. Минске), то местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления запрашивает в соответст-вующих организациях следующие документы:
справку организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, организа-ции, предоставившей жилое помещение, о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
справку территориальной организации по государственной регистрации о жилых помещениях, находящихся в собственности гражданина в населенном пункте, в котором испрашивается земельный участок.
Соответствующие организации представляют указанные документы в срок до 5 рабочих дней со дня поступления запроса от местного исполнительного комитета.
Местный исполнительный комитет в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов рассматривает заявление гражданина о выделении земельного участка, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка, а также сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления.
При принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней сообщает об этом гражданину с указа-нием оснований отказа, соответствующих законодательству. Отказ в предоставлении зе-мельного участка может быть обжалован в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.
Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с гражданином, заинтересованным в предоставлении ему земельного участка, за счет средств данного гражданина.
Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения организа-цией по землеустройству разрешения соответствующего местного исполнительного коми-тета на разработку проекта отвода земельного участка. Указанный срок может продле-ваться этой организацией на период, в течение которого у гражданина имелась уважи-тельная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в республике или иная уважительная причина).
Проект отвода земельного участка разрабатывается в срок не более 15 рабочих дней со дня оплаты гражданином работ по подготовке данного документа.
Проект отвода с заявлением гражданина о выделении ему земельного участка и до-полнительными документами, а также проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка передается организацией по землеуст-ройству в областную землеустроительную и геодезическую службу.
Она рассматривает проект отвода земельного участка в течение 5 рабочих дней со дня его поступления, при необходимости уточняет проект решения об изъятии и предос-тавлении участка и вносит его с проектом отвода в соответствующий исполнительный ко-митет для принятия решения.
Решение об изъятии и выделении испрашиваемого земельного участка выносится местным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня получения материа-лов об изъятии и предоставлении участка от областной землеустроительной и геодезиче-ской службы. После этого исполком в течение 3 рабочих дней передает решение вместе с материалами об изъятии и предоставлении земельного участка в областную землеустрои-тельную и геодезическую службу для установления границ земельного участка на местно-сти. Срок выполнения работ по установлению границ земельного участка не может пре-вышать 15 рабочих дней.
После установления границ земельного участка землеустроительное дело (вклю-чающее проект отвода земельного участка, материалы по установлению его границ на ме-стности), решение местного исполнительного комитета и иные необходимые материалы передаются в организацию по государственной регистрации для государственной регист-рации создания земельного участка и возникновения права на него. Срок осуществления регистрационных действий не может превышать 7 рабочих дней.
В течение 3 рабочих дней после осуществления регистрационных действий органи-зация по государственной регистрации передает областной землеустроительной и геодези-ческой службе землеустроительное дело на хранение, а также свидетельство (удостовере-ние) о государственной регистрации земельного участка — для последующей передачи его гражданину и оповещает гражданина о возможности получения свидетельства.
Графическая схема предоставления гражданину земельного участка без аукциона приведена на рисунке 2 (прилагается).
При наличии земельных участков для строительства и обслуживания одноквартир-ных, блокированных жилых домов, сведения о которых включены в перечни свободных (незанятых) земельных участков, сформированных местными исполнительными коми-тетами, заявление гражданина о предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома рассматривается на основа-нии этого перечня.
В этом случае рассмотрение заявления гражданина, принятие местным исполни-тельным комитетом решения и осуществление регистрационных действий в отношении этого земельного участка осуществляются в вышеописанном порядке без процедур, свя-занных с формированием границ земельного участка.
2.3. Порядок оформления и получения правоудостоверяющего документа на находящийся в пользовании гражданина земельный участок
Если сведения об используемом для строительства одноквартирного, блокированно-го жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства земельном участке внесены в по-хозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 1 января 1999 г., то прожи-вающий в сельском населенном пункте (кроме расположенного в пригородной зоне г. Минска и городов областного подчинения) гражданин может получить свидетельство о государственной регистрации земельного участка в следующем порядке.
В заявлении о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, указываются имеющиеся у гражданина сведения об используемом им земельном участке, включая его площадь, а также желаемое вещное право на него (частная собственность, по-жизненное наследуемое владение, аренда).
Одновременно с подачей заявления о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, гражданин подает в сельский исполнительный комитет по месту на-хождения земельного участка заявление о государственной регистрации создания земель-ного участка и возникновения права на него.
Сельский исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней рассматривает заявле-ние гражданина о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, дает поручение областной землеустроительной и геодезической службе подготовить план гра-ниц этого участка и передает ей заявления гражданина и имеющийся схематический план границ земельного участка. Параллельно эта служба сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявлений и необходимости оплаты услуг по подготовке плана границ.
Областная землеустроительная и геодезическая служба в течение 10 рабочих дней со дня получения поручения сельского исполнительного комитета уточняет границы зе-мельного участка на местности и на основе земельно-кадастровой документации сельского населенного пункта подготавливает такой план, а также проект решения сельского испол-нительного комитета о предоставлении гражданину земельного участка. План границ земельного участка областная землеустроительная и геодезическая служба согласовывает с гражданином и смежными землепользователями.
В течение 5 рабочих дней со дня согласования плана границ земельного участка об-ластная землеустроительная и геодезическая служба формирует землеустроительное дело и вместе с проектом решения сельского исполнительного комитета о предоставлении зе-мельного участка вносит его на рассмотрение сельского исполнительного комитета.
Сельский исполнительный комитет принимает решение о предоставлении гражда-нину земельного участка в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов от областной землеустроительной и геодезической службы, после чего в течение 3 рабочих дней передает копию этого решения и землеустроительное дело областной землеустроительной и геодезической службе.
Областная землеустроительная и геодезическая служба в такой же срок (3 рабочих дня) прилагает к полученным документам заявление гражданина о государственной реги-страции создания земельного участка и возникновения права на него и направляет все ма-териалы в организацию по государственной регистрации.
Государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него и оформление свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации осу-ществляются территориальной организацией по государственной регистрации в срок до 7 рабочих дней со дня получения от областной землеустроительной и геодезической служ-бы документов.
После государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него землеустроительное дело о предоставлении данного участка и свидетельство (удостоверение) о его государственной регистрации в течение 3 рабочих дней передаются в областную землеустроительную и геодезическую службу, а гражданину сообщается о возможности получения этого свидетельства (удостоверения) в указанной службе.
Землеустроительное дело о предоставлении гражданину земельного участка хранится в областной землеустроительной и геодезической службе по месту нахождения данного участка.
Оформление правоудостоверяющего документа на находящийся в пользовании гражданина земельный участок, сведения о котором внесены в похозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 1 января 1999 года, осуществляется в течение 41 рабочего дня.
Графическая схема оформления правоудостоверяющего документа на находящийся в пользовании гражданина земельный участок приведена на рисунке 3 (прилагается).
Если сведения об используемом для строительства одноквартирного, блокированно-го жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства земельном участке внесены в по-хозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 1 января 1999 г., то прожи-вающий в сельском населенном пункте (расположенном в пригородной зоне г. Минска и городов областного подчинения) гражданин может получить свидетельство о государст-венной регистрации земельного участка в порядке, приведенном в подразделе 2.2.
2.РОЛЬ МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ И ДРУГИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА
Местным исполнительным комитетам принадлежит определяющая роль в реализа-ции Указа.
В первую очередь местные исполнительные комитеты должны сформировать Перечни свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых до-мов, коллективного садоводства, дачного строительства. Такие Перечни должны ежемесячно обновляться.
Полная и достоверная информация о возможных к предоставлению гражданам зе-мельных участках, дате и месте проведения аукционов должна размещаться на информа-ционных стендах, расположенных в местных исполнительных комитетах по месту нахождения этих участков в удобных и доступных местах.
Информация на стендах должна быть представлена в простой и понятной для граждан форме и содержать данные о работниках местных исполнительных органов и других государственных организаций, к которым следует обращаться за более подробными разъяснениями или с заявлениями о предоставлении земельных участков либо с другими вопросами в соответствии с установленными процедурами. Кроме того, Перечни (или информация из них), а также сведения об аукционах могут публиковаться в местной печати и размещаться в сети Интернет.
Сегодня информацию о намеченных к проведению аукционах и выставляемых на торги земельных участках можно получить в Интернете (на официальном интер-нет-портале Президента Республики Беларусь -www.president.gov.by — в каталогах интернет-ресурсов Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь — http://www.gki.gov.by — и местных исполнительных и распорядительных органов).
По состоянию на 26 марта 2008 г. в областях и г. Минске с начала года проведено 70 аукционов (в том числе по продаже земельных участков в частную собственность граждан — 41 аукцион).
С 1 января по 26 марта текущего года в частную собственность граждан было продано 103 земельных участка, а 29 участков переданы в аренду.
По результатам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность граждан в местные бюджеты поступило 1,73 млрд. руб., что на 1,1 млрд. руб. больше суммарной начальной цены их реализации.
К началу II квартала 2008 г. в республике на аукционы были предложены еще 187 земельных участков: 92 — для продажи гражданам в частную собственность и 95 — на право заключения договоров аренды для строительства объектов недвижимого имущества.
За 2007 год в Гродненской области было проведено 29 аукционов. По результа-там аукционов на право заключения договоров аренды предоставлен 21 земельный участок, в частную собственность гражданам для строительства и обслуживания жи-лого дома — 61 участок. Вырученная от проведения аукционов сумма составила 14,9 млрд. руб.
В текущем году по состоянию на 1 апреля в области было проведено 8 аукцио-нов, вырученная сумма составила 807,63 млн. рублей.
Вместе с тем сельским, поселковым, районным, городским (городов районного подчинения) исполнительным комитетам необходимо активизировать работу по пре-доставлению земельных участков гражданам для строительства индивидуального жилья по месту их жительства и работы.
Повсеместной проблемой, препятствующей оперативному формированию земель-ных участков для проведения аукционов, является отсутствие утвержденной планиро-вочной градостроительной документации.
Сейчас, как правило, не ведется опережающее строительство объектов инфра-структуры в районах индивидуального жилищного строительства, как это, например, предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 2, в то время как с 1 июля 2007 г. не допускается предоставление участков для строительства жи-лых домов при отсутствии необходимой для их возведения инфраструктуры. В результате граждане, получившие земельные участки, в том числе и по результатам аукционов, не мо-гут их использовать по назначению и предъявляют обоснованные претензии к исполкомам.
В целях недопущения долгостроев местным исполнительным комитетам необхо-димо изыскать источники финансирования для опережающего создания инфраструктуры в массивах индивидуальной застройки. Так, на подведение дорог и коммуникаций могут на-правляться средства, поступившие в местные бюджеты от продажи земельных участков на аукционах.
29 февраля 2008 г. Правительство утвердило график разработки схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, который рассчитан на период до 2015 года. Всего в этот график включено 225 проектов разработки планировочной градостроительной документации (в том числе по Брестской области — 36, Витебской — 37, Гомельской — 24, Гродненской — 28, Минской — 56, Могилевской — 29). Областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам необходимо обеспечить своевременное финансирование проводимых проектных работ.
Правительству и заинтересованным органам государственного управления целесо-образно оперативно рассмотреть инициативное предложение Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь о разработке комплексных планов выделения земель-ных участков для индивидуального жилищного строительства в 20-ти-30-ти километровой зоне вокруг крупных городов с включением такой зоны в городскую черту, что позволит ускорить решение жилищной проблемы для многих горожан.
Местные исполнительные комитеты и республиканские органы государственного управления должны активизировать работу по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества (капитальных строений (зданий, соору-жений), включая входящие в состав предприятий как имущественных комплексов), осуще-ствляя одновременно с реализацией таких объектов продажу права на заключение догово-ра аренды этого земельного участка.
Работники местных исполнительных комитетов и других государственных органи-заций должны совершать все административные процедуры по изъятию и предоставлению земельных участков в строгом соответствии с установленным порядком, не допуская на-рушений и злоупотреблений.
Наведение порядка на земле, обеспечение сохранности, рационального и закон-ного использования земель — важнейшие задачи местных исполнительных комите-тов.

Информационно-аналитический центр        Гродненская областная
при Администрации Президента                   землеустроительная и геодезическая
Республики Беларусь                                     служба

Управление идеологической работы
облисполкома