Спрашивали — отвечаем.
1. Мне исполнилось шестнадцать лет. Могу ли я переменить фамилию.
К сожалению, у некоторых граждан сложилось впечатление о том, что фамилию, собственное имя, отчество можно переменить, не имея на то причин, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Регистрация перемены фамилии, собственного имени, отчества возможна только в соответствии с законодательством Республики Беларусь и производится по письменному заявлению лица, достигшего шестнадцати лет. Заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества подается заявителем в отдел загса по месту жительства.
Для регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества граждане представляют следующие документы и (или) сведения:
— письменное заявление;
— паспорт;
— две фотографии;
— свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, подлежащие замене в связи с регистрацией перемены фамилии, собственного имени, отчества;
— копии литературных произведений, статей, заметок – в случае изъявления желания носить фамилию, собственное имя, отчество в соответствии с литературным псевдонимом;
— документы, подтверждающие мотивацию (за исключением документов, выданных органом загса), — в случае желания носить фамилию, собственное имя, отчество, отличные от данных при регистрации рождения, по причинам, не указанным выше;
— документ, подтверждающий внесение платы (представляется после дачи управлением юстиции облисполкома разрешения о перемене фамилии, собственного имени, отчества).
Разрешение о перемене фамилии, собственного имени, отчества может быть дано лишь в тех случаях, если для этого имеются уважительные причины:
— неблагозвучность фамилии, собственного имени, отчества или трудность их произношения;
— желание носить общую с другим супругом фамилии или вернуть свою добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при разводе;
-желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, если усыновление не может быть оформлено;
-желание носить фамилию, собственное имя, отчество, соответствующие избранной национальности гражданина;
-желание вернуть добрачную фамилию после смерти супруга и другие.
Заявление рассматривается в течение одного месяца. При этом следует знать, что документы на заявителя, изъявившего желание переменить фамилию, собственное имя, отчество в обязательном порядке направляются для проверки в отдел внутренних дел. Окончательное заключение и разрешение на перемену фамилии, имени, отчества выдаёт главное управление юстиции облисполкома. За регистрацию взимается государственная пошлина в размере одной базовой величины
2. Хочу зарегистрировать брак. Разъясните, пожалуйста, есть ли препятствия к заключению брака.
Согласно статье 17 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных статьей 19 Кодекса.
Препятствия к заключению брака.
Не допускается заключение брака:
между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;
между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;
между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.
3. Скажите, нужно ли согласие родителей для снижения брачного возраста при вступлении в брак.
Нет, не нужно.
Согласно статье 18 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
При рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) и при сохранении других условий, предусмотренных статьей 17, государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить установленный частью первой настоящей статьи брачный возраст, но не более чем на три года.
Снижение брачного возраста производится по заявлению лиц, вступающих в брак.
4. Я мать-одиночка. Моему ребенку исполнился год. Фактический отец ребенка изъявил желание установить отцовство. Что для этого нужно.
В соответствии с ч. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье основанием для регистрации установления отцовства является совместное заявление родителей ребенка либо заявление о регистрации установления отцовства на основании решения суда об установлении отцовства.
Регистрация установления отцовства производится в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по месту жительства одного из родителей ребенка, или по месту вынесения решения суда об установлении отцовства, или по месту регистрации рождения.
Для регистрации установления отцовства граждане представляют документы:
— совместное заявление родителей об установлении отцовства либо заявление о регистрации установления отцовства на основании решения суда об установлении отцовства
— паспорта или иные документы, удостоверяющие личность родителей (родителя)
— свидетельство о рождении ребенка – в случае, если регистрация рождения ребенка была произведена ранее
— письменное заявление о согласии совершеннолетнего лица, в отношении которого производится регистрация установления отцовства,- в случае регистрации установления отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия
— решение суда об установлении отцовства – в случае регистрации установления отцовства по решению суда
Устанавливать отцовство может совершеннолетнее лицо мужского пола, а также несовершеннолетнее лицо, приобретшее в соответствии с законодательством Республики Беларусь полную дееспособность (ст.20, 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Лицо, ограниченное судом в дееспособности, не имеет права на признание отцовства (ст.30 Гражданского кодекса)
Присутствие обоих родителей при подаче совместного заявления о регистрации установления отцовства обязательно.
Однако, если для регистрации установления отцовства по совместному заявлению родителей один из родителей по уважительной причине (отдаленность проживания друг от друга, тяжелая болезнь, прохождение военной службы и другие) не может лично явиться в орган загса, то заявление об установлении отцовства, заполненное по установленной форме и подписанное обоими родителями, может быть подано одним из них. А подпись отсутствующего родителя на заявлении о регистрации установления отцовства должна быть предварительно засвидетельствована руководителем органа загса и скреплена печатью органа загса с изображением Государственного герба Республики Беларусь.
5. Какой порядок получения справок в отделе загс
Отдел загс выдает на основании записей в книгах регистрации актов гражданского состояния справки, содержащие сведения из записей актов. Справки выдаются по зарегистрированным устным или письменным заявлениям граждан.
Справками, содержащими сведения из записей актов, являются:
справка о записи акта о рождении;
справка о записи акта о заключении брака;
справка о записи акта о расторжении брака;
справка о записи акта о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
справка о записи акта о смерти.
Справки, содержащие сведения из записей актов, выдаются гражданам:
гражданину, на которого составлена запись акта, – о всех сведениях, содержащихся в записи акта;
родителям, усыновителям, опекунам и попечителям – о сведениях, содержащихся в записи акта о рождении детей;
гражданам, являющимся опекунами недееспособных лиц, – о сведениях, содержащихся в записи акта, составленной на недееспособных лиц;
родственникам умершего – о сведениях, содержащихся в записи акта о смерти.
Справки, содержащие сведения из записей актов, могут выдаваться представителям граждан по доверенностям, удостоверенным нотариусом.
В исключительных случаях по согласованию с управлением юстиции облисполкома справки, содержащие сведения из записей актов, могут выдаваться наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, на которого составлена запись акта.
Выдача копий записей актов гражданам не допускается.
Для получения справок гражданами либо их представителями в отдел загса представляются следующие документы: заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия представителя, — в случае совершения действий от имени и в интересах другого гражданина.
Срок действия справок составляет шесть месяцев.
Выдача справок осуществляется бесплатно.
В случае, если после выдачи справки, содержащей определенные сведения, данные сведения в записи акта были изменены, ответственность за предоставление недостоверной информации возлагается на гражданина, предоставившего справку.
6. Я родилась в Могилевской области. Для назначения пенсии мне необходимо свидетельство о рождении. По всей вероятности я его утеряла. Нужно ли ехать в Могилев для получения документа?
Нет, не нужно. Для получения повторного свидетельства Вам необходимо обратиться в отдел загс по месту жительства с документом, удостоверяющим личность. Написать заявление. Заявление будет отправлено в отдел загс по месту нахождения записи о регистрации Вашего рождения. Отдел загс Могилевской области вышлет повторное свидетельство в наш адрес, о чём сообщит Вам. Вы с паспортом еще раз обратитесь в наш загс и, уплатив госпошлину (на сегодняшний день 35 тысяч рублей), сможете получить свидетельство о рождении.
7. Выходила замуж на Украине. Как можно получить справку, подтверждающую регистрацию брака.
Для получения такой справки Вам необходимо обратиться в отдел загс по месту жительства с документом, удостоверяющим личность. Заполнить анкету. Документы будут направлены отделом загс в соответствии с международным договором об оказании правовой помощи в компетентный орган Украины. О получении справки Вам будет сообщено дополнительно.
8. Обнаружил, что в свидетельствах о рождении моих детей мое имя написано по-разному. Что делать?
Обращаться в отдел загс по месту жительства со всеми документами, которые следует проверить. Отдел загс, изучив документы, представленные Вами и полученные по запросам из других органов загса, составит заключение о внесении изменений, исправлений или дополнений в записи актов гражданского состояния. Все документы должны быть приведены в соответствие.